Как без суда вернуть неисправный товар и получить уплаченные за него деньги, если гарантийный срок истёк
Редко, когда на товар устанавливается гарантийный срок, больше чем на один год. Если этот срок истек, сложно рассчитывать на бесплатный ремонт товара (внимание: есть исключения!). Но мало кто знает, что чем больше неисправному товару лет, тем больше шансов вернуть уплаченную за него сумму, и прежде всего это касается бытовой радиоэлектронной техники. Рассказываю, как такое возможно, на примере личного опыта.
Пару лет назад в канун нового года у меня сломался телевизор, гарантийный срок на который уже давно истек. Обратился в ближайший сервисный центр, где определили неисправность материнской платы, однако устранить её там не смогли в связи с тем, что телевизор (которому на тот момент не было и трех лет) уже снят с производства и новые запасные части к нему также никто не выпускает.
Юридическая интуиция подсказывала мне, что ситуацию эту я могу обратить в свою пользу. Я вспомнил, что Законом РФ «О защите прав потребителей» предусмотрена обязанность изготовителя устанавливать на товар длительного пользования не только гарантийный срок, но и срок службы. Какое значение это имело в моем случае?
Дело в том, что в соответствии со ст.6 Закона изготовитель обязан обеспечить возможность использования товара в течение его срока службы. Для этой цели изготовитель обеспечивает ремонт и техническое обслуживание товара, а также выпуск и поставку в торговые и ремонтные организации в необходимых для ремонта и технического обслуживания объеме и ассортименте запасных частей в течение срока производства товара и после снятия его с производства в течение срока службы товара, а при отсутствии такого срока в течение десяти лет со дня передачи товара потребителю.
Таким образом, нарушение обязанности изготовителя по обеспечению ремонта товара делает невозможным его использование, следовательно, порождает право потребителя на возврат уплаченной за товар суммы.
Для того, чтобы вернуть уплаченные за телевизор деньги во внесудебном порядке, мне нужно было представить надлежащие доказательства его неисправности и невозможности ремонта. С этой целью я представил телевизор авторизованному сервисному центру фирмы-изготовителя. Там мне был выдан акт о неремонтопригодности товара. Данный акт и документы, подтверждающие оплату, я направил изготовителю, который менее чем за 10 дней вернул уплаченные за товар деньги и к новому году у меня уже был новый телевизор.
Кто-то может предположить, что мне просто повезло, но на самом деле это не так! Сейчас редко кто из производителей бытовой электротехники выпускает одну модель более года. Конкуренция на этом рынке заставляет производителей каждый год создавать что-то лучше прежней модели. В таком темпе поддерживать производство запасных частей моделей товара, которые уже сняты с производства становится невыгодным. Поэтому очень вероятно, что ваша неисправная техника также «неремонтопригодна», а значит и вы имеете право вернуть уплаченную за неё сумму.
С учетом изложенного в случае неисправности товара длительного пользования могу порекомендовать следующий порядок действий.
- Обратиться в авторизованный (обязательно) сервисный центр завода-изготовителя (сведения о них указывается на официальном сайте изготовителя) за ремонтом;
- Если ремонт невозможен, потребовать составления акта о неремонтопригодности;
- Составить претензию (указать обстоятельства дела, банковские реквизиты), приложить акт о неремонтопригодности, документы (кассовый, товарный чек и т.п.), подтверждающие факт оплаты товара, и ценным письмом с описью всё это отправить официальному представителю завода-изготовителя на территории РФ;
- Отказали в выплате? Обращайтесь в суд!
Нарушены ваши права потребителя?